«Ақмола облысы Білім басқармасының Астрахан ауданы бойынша білім бөлімі Жалтыр аулының №1 жалпы білім беретін мектебі»  коммуналдық мемлекеттіқ мекемесі
Коммунальное государственное учреждение «Общеобразовательная школа №1 села Жалтыр отдела образования по Астраханскому району управления образования Акмолинской области»

Инстаграм

https://instagram.com/dzhaltshkola1ru?igshid=1rjl4ru5y6cba

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Бөлім. Білім алушылардың зияткерлік, патриоттық, рухани-адамгершілік және дене бітімінің дамуын қамтамасыз ету жаһандану жағдайында

 

 

Раздел. Обеспечение интеллектуального, патриотического, духовно-нравственного и физического развития обучающихся

в условиях глобализации

 

Согласно Государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2020-2025 годы система воспитания и обучения на всех уровнях образования строится на единых идеологических и ценностных подходах. Воспитательная работа должна проводиться комплексно, с широким вовлечением всех заинтересованных сторон: семья, организация образования и общество.

Нормативно-правовую базу организации воспитательной работы составляют следующие документы:

1) Конвенция ООН о правах ребенка;

2) Конституция Республики Казахстан;

3) Кодекс Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье» от 26 декабря 2011 года;

4) Закон Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан» от 8 августа 2002 года;

5) Закон Республики Казахстан «О профилактике бытового насилия» от 4 декабря 2009 года № 214-IV;

6) Закон Республики Казахстан «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 2 июля 2018 года №169-VI;

7) Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года;

8) Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2020 - 2025 годы, утвержденная Постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года №988; 

9) Концептуальные основы воспитания в условиях реализации программы «Рухани жаңғыру», утвержденные приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 15 апреля 2019 года № 145.

В 2020-2021 учебном году в общеобразовательных школах страны будет внедрен ценностно-ориентированный подход в обучение через реализацию программы «Құндылықтарға негізделген білім беру». Данная программа направлена на развитие общечеловеческих, национальных и семейных ценностей обучающихся, на обеспечение их духовно-нравственного развития, на формирование их экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

Программа «Құндылықтарға негізделген білім беру» способствует формированию самопознания, саморазвития, социальной ответственности и социализации обучающихся. Система воспитания осуществляется всем коллективом организации образования. Все сотрудники вносят свой вклад в реализацию программы  для развития обучающихся, начиная с охранной службы и технического персонала, заканчивая учителями и директором школы. Хорошие качества должны преподаваться с точки зрения «Делай, как я», нежели «Делай, как я говорю». Члены администрации, учителя, классные руководители, воспитатели, родители и др. прививают ценности учащимся, будучи сами образцами для подражания – без вредных привычек, благожелательные к детям и друг другу; открытые во взаимоотношениях, не критикующие.

Эта программа реализуется организацией образования в тесном взаимодействии и сотрудничестве с родителями обучающихся, с другими объектами социализации – социальными партнерами организации образования в рамках основных направлений воспитательной работы.

Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно-значимой деятельности школьников.

Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их воспитания  осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

Основу содержания воспитания составляют общечеловеческие ценности (вера, истина, прекрасное, свобода, милосердие, добро, любовь и др.) и национальные ценности (независимость, патриотизм, толерантность, родной язык, законопослушность, этническая культура, традиции и др.).

Урочная и внеурочная деятельность в организации среднего образования реализуется через все направления воспитательной работы, которые формируют следующую систему ценностей, а именно:

  1. Воспитание нового казахстанского патриотизма и гражданственности, правовое воспитание: патриотизм, Казахстан, Родина, народ; правовое и гражданское самосознание; ценность индивидуальной свободы; ценность межчеловеческой и межгрупповой терпимости; недопустимость насилия и агрессии; ценность собственности и материального достатка; уважение к труду; уважение к жизни; недопустимость дискриминации разного рода, идея принципиального  равенства «равных и разных людей», правовая культура.

В настоящее время основу воспитательной работы составляет нравственное наследие Елбасы - программные статьи "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания" и "Семь граней Великой степи". В 2020-2021 учебном году будет продолжен проект "Ұлы дала мұрагерлері", включающий общереспубликанскую экспедицию "Туған елге тағзым", социальные проекты "Тарих тағылымы" (изучение истории городов и аулов, улиц и личностей, внесших вклад в развитие государства) и "Қазақ мәдениетінің антологиясы" (изучение национального фольклора через творчество акынов, жырау, кюйши).

Реализация проекта «Духовные святыни Казахстана» («Сакральная география Казахстана») укрепит знакомство обучающихся со 100 общенациональными сакральными местами и комплексами Казахстана.   

Патриотизм начинается с любви к своей земле, к своему аулу, городу, региону, с любви к малой родине. Особое отношение к родной земле, ее культуре, обычаям, традициям это важнейшая черта патриотизма, а лучшая форма патриотизма – это изучение истории родного края. Материалы по популяризации и пропаганде краеведческих знаний среди обучающихся отражены в:

- Концептуальных основах развития краеведения в Республике Казахстан;

- методических рекомендациях по совершенствованию краеведческой работы в общеобразовательных организациях в рамках реализации программы «Рухани жаңғыру»;

- методических рекомендациях по организации «Айналаға қара» («Жизнь аула», «Жизнь города»):социально-исторический опыт»;

- методических рекомендациях по ведению предмета «Өлкетану»: основа культурно-генетического кода» (уроки краеведения в учреждениях культуры) (5-7 классы);

- методических рекомендациях «Модели воспитательной работы по проекту «Духовные святыни Казахстана - Сакральная география Казахстана»;

- методических рекомендациях по формированию казахстанского патриотизма обучающихся организаций образования через программу «Туған жер»  ( https://www.nao.kz)

В формировании и развитии гражданственности и патриотизма у обучающихся большую роль играют военно-патриотические клубы, детско-юношеские движения: «Жасұлан», «Жас қыран», «Жас сарбаз».

В связи с этим, важно организациям среднего образования шире вовлекать обучающихся в детско-юношеские движения "Жас қыран" (1-4-е классы), "Жас Ұлан" (5-10-е классы). В целях популяризации детско-юношеского движения в общеобразовательных школах предлагается усилить роль органов школьного самоуправления и выстроить работу по образцу работы Школьного комитета Единой детско-юношеской организации «Жас Ұлан». («Методические рекомендации по организации деятельности Республиканского Общественного Объединения «Единая детско-юношеская организация «Жас Ұлан»).  Действующая структура школьного комитета отражает основные области деятельности обучающегося и включает 7 направлений: «Зерде» - интеллектуальное развитие обучающихся, «Руханият» - духовно-нравственное развитие, «Салауат» - спортивное развитие, «Отан» - патриотическое воспитание, «Жеті жарғы» - правовое обучение, «Экоәлем» - экологическое образование, «Еңбек» - трудовое воспитание. В целях мотивации обучающихся рекомендуется проведения ежегодных конкурсов «Школьник года», «Лучший Ұланбасы» для поощрения наиболее активных школьников.

Для повышения квалификации старших вожатых, ответственных за развитие детско-юношеского движения, рекомендуются авторские методические материалы и пособия по организации деятельности старших вожатых, размещенные на сайте www.zhasulan.kz в разделе «Копилка старшего вожатого» https://www.zhasulan.kz/kz/project/view?id=14.

Общеобразовательным организациям нужно тесно сотрудничать с Единой детско-юношеской организацией «Жас Ұлан» и активно принимать участие в проводимых ими республиканских и областных мероприятиях.

В рамках патриотического воспитания в новом учебном году важно продолжить работу по проведению конкретных и значимых патриотических мероприятий, посвященных 75-летней Победе в Великой Отечественной войне. Это мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины, встреча с ветеранами, проведение выставок, конкурсов военно-патриотической песни, чтение литературы на военно-патриотические темы, просмотр видеофильмов, сбор материала о родственниках, земляках, участвовавших в ВОВ, социальные акции и др.

Главная цель воспитания старшеклассников – формирование правосознания, обеспечение сознательного правомерного поведения.

Наиболее актуальным правовое воспитание становится для обучающихся подросткового возраста старшей школы. Это сложный период, когда убеждения ребенка способны коренным образом изменяться. При отсутствии своевременной просветительской и профилактической деятельности противоправное поведение для подростка может стать нормой. Важно уделить особое внимание работе по профилактике правонарушений и преступлений.

Основными формами просвещения подростков должны стать классные часы, лекции; экскурсии; беседы; кино, телевидение; вечера; диспуты, обсуждение фильмов и книг, статей; наглядная агитация. В старших классах желательно проведение ознакомления учащихся с деятельностью правоохранительных органов, просвещать об ответственности за противоправное поведение, делая акцент на необходимости отвечать за поступки. Обучающихся нужно ознакомить с Конвенцией ООН о правах ребенка, Кодексом РК «О браке (супружестве) и семье» и Законами РК «О правах ребенка в Республике Казахстан» и «О профилактике бытового насилия». Важно обратить внимание на изучение вопросов по охране репродуктивного здоровья и безопасного поведения подростков.

Обучающиеся обязаны знать, что вместе с правами есть и обязанности и без знания о них сложно привить правильную правовую культуру. Нужно показать учащимся взаимосвязь между правами и обязанностями. Важно формирование уважительного отношения к законам. Нужно по возможности изучать имеющиеся в РК законы, не переступать через них. Привычка жить по законам должна быть сформирована с раннего детства – учителя и родители своим примером показывают полное соблюдение и уважение правил, установленных в государстве. Школа и родители должны воспитывать культуру неприятия антиобщественного поведения детей.

Основными формами формирования правовой культуры являются обучение, пропаганда, юридическая практика, самообразование, индивидуальная воспитательная работа. Методы правового воспитания в современной педагогике выражаются через убеждение, принуждение, личный пример, поощрение. Воспитание правовой культуры формирует личность, готовую нести юридическую ответственность за свои поступки.

Особое внимание нужно обратить на формирование психического здоровья и жизненных навыков обучающихся, профилактику реагированию на насилие в школах, а также предупреждение суицида среди несовершеннолетних, т.к. сегодня эта проблема имеет место в подростковой среде. Среди факторов, влияющих на этот показатель, это множество задач и проблем, которые предъявляет молодежи современная эпоха глобализации и интенсификации,  недостаточность воспитания в семье и школе, массовый наплыв негативной информации в сети Интернет. Работа по профилактике суицидов требует системности и непрерывности. Она должна включать такие формы, как тренинги, диспуты, беседы, коррекционная работа, родительские собрания, выставки рисунков, конкурсы сочинений. В данном направлении большой интерес для педагогов и родителей представляют видеоматериалы, разработанные Общественным фондом «Bilim Foundation» (ссылка на сайты: https://zhastar.org/application/parentspage, https://zhastar.org/ application/studentspage#1).  Так, например, в разработанных видеороликах на основе интервью с Николаем Негай, директором республиканского научно-практического центра по психического здоровью МЗ РК даны ответы на такие вопросы, как «что такое суицид?», «причины депрессии суицида», «влияющие факторы на явление суицид» и др. Также представлены психологам и психиатрам подробные рекомендации по выявлению суицидального поведения подростков и оказанию им своевременной помощи.

Ценность представленных материалов заключается в том, что в них отражены те проблемы, которые сегодня часто встречаются среди обучающейся молодежи и требуют кардинального решения. Это такие как буллинг, кибербуллинг, нарушения психического здоровья, репродуктивного здоровья, ментального здоровья подростков и др. Содержательный контент, формат и продолжительность видеороликов, доступный язык изложения на казахском и русском языках, примеры/ситуации из реальной жизни, многоаспектность тем являются одной из привлекательных сторон видеоматериалов. Видеоролики окажут методическую и практическую помощь всем участникам образовательного процесса: педагогам, обучающимся и родителям, а также психологическим службам организаций образования и школьным службам примирения. Данные видеоматериалы актуальны в контексте ГПРОН на 2020-2025 годы, где указано, что в целях выявления детей «группы риска» и оказания им своевременной помощи, пресечения буллинга будет усилена деятельность психологических служб.

Методические рекомендации по работе с детьми, пострадавшими от насилия, а также с детьми, склонными к девиантному поведению и суициду («Модель педагогической поддержки обучения, воспитания, развития и социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями (детей – оралманов; детей-мигрантов; детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации») размещены на сайте https://www.nao.kz.

Инклюзивная культура является важнейшей  составляющей инклюзивного образования. Ее несформированность отрицательно сказывается на всем образовательном процессе и не дает высоких результатов. Можно создать идеальные условия обучения для всех обучающихся,  но исключить человеческий фактор невозможно. Трудностями для детей с ООП является нарушение их связей с миром, ограниченность мобильности, скудность контактов с взрослыми и со сверстниками.

Наиболее эффективными формами работы по формированию инклюзивной культуры у обучающихся, педагогов, родителей и общества в целом являются  организация форумов, специальных семинаров, собраний с обязательной демонстрацией различной наглядности (видеоматериалы, презентация и др.). Вызывает интерес у молодых людей  и такая форма работы, как подготовка презентаций об успешных людях с особыми образовательными потребностями (далее-ООП) (Серик Есматов, Шахан Жолдасбаев, Зульфия Раухатовна – герои проекта «100 новых лиц Казахстана», Пабло Пинед, Ника Вуйчиче, Стивен Хокинг и др.). Возможности применения  презентаций широки. В частности, они могут выступать «эмоциональными мотиваторами» для организации дискуссий.

      Одним из форм работы может быть   написание эссе на самостоятельно подобранные или подготовленные педагогом высказывания. В качестве примера приведем ряд высказываний: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю» (Антуан де Сент-Экзюпери),  «Общего у людей только одно: они все разные» (Роберт Зенд), «Если мы не можем покончить с нашими отличиями, мы, по крайней мере, в состоянии сделать мир местом безопасным для многообразия» (Джон Фицджеральд Кеннеди) и др.

         В план мероприятий по воспитательной  работе рекомендуется включить разработку  календаря «особых дат», как Всемирный день борьбы с диабетом, Всемирный день инвалидов, Международный день редких заболеваний, Всемирный день людей  с Синдромом Дауна, Всемирный день людей с аутизмом, и др.  К каждой дате обучающиеся самостоятельно подбирают тематические материалы (история знаменательной даты, ее символ, статистические данные и интересные факты об этом дне, описание нарушений и причин их возникновения, краткие биографии и достижения «особых» людей, списки научно-популярной и методической литературы, Интернет-ресурсов, художественных фильмов, книг о людях с этим заболеванием, рекомендации по взаимодействию с людьми с ООП и др.).

Инклюзивную культуру  нужно  рассматривать не только как фактор успешной реализации инклюзивного образования, в частности социализации лиц  с ООП, но и как основу изменения всего общества в целом.

        Для успешной организации воспитательной работы в этом направлении Академией подготовлены  методические рекомендации по формированию инклюзивной культуры в организациях образования, которые  размещены на сайте https://www.nao.kz.

2) Духовно-нравственное воспитание: нравственный облик, нравственное сознание; ценностные чувства и качества - гуманизм, совесть, честь, долг, вера, ответственность, товарищество, доброта, стыд, принципиальность, милосердие, солидарность, ценность национального согласия, уважения и почитания культуры, традиций и языка других народов; этически ответственное отношение к жизни.

Формированию духовно-нравственных ценностей способствуют проведение единых уроков чести и достоинства, бескорыстного служения Родине и мужества в рамках программы нравственно-духовного образования «Самопознание». Одним из наиболее эффективных и целесообразных средств воспитания гуманности и развития социального опыта у обучающихся является волонтерство. Указом Президента Республики Казахстан К. Токаева 2020 год объявлен Годом волонтера в Казахстане.

В связи с этим необходимо активно развивать деятельность волонтерских клубов по примеру республиканского волонтерского штаба JasUlanTeam (есть Положение о деятельности), создать в каждой школе волонтерский клуб с наименованием номера школы и региона, например, «JasUlanTeam Kyzylorda 31», где слово «JasUlanTeam» означает волонтерское движение, Kyzylorda – регион, 31 – номер школы. Таким образом, будет сформировано единое школьное волонтерское движение.

Организациям среднего образования нужно шире вовлекать обучающихся в реализацию социального волонтерского проекта «Қоғамға қызмет» - Акций «Дорога в школу», «Забота», «Помоги собраться в школу», «Подари человеку радость» и др. Кроме этого, школы должны стать инициаторами воплощения в жизнь экологического, спортивного, культурного, гражданско-правового волонтёрства. Более подробная информация об организации волонтерского движения в общеобразовательных школах содержится в методических рекомендациях «Волонтерство и благотворительность в сфере образования и их роль в модернизации системы образования в современных условиях», Астана, НАО им И. Алтынсарина, 2019 г.  (https://www.nao.kz)

Немаловажную роль играют в формировании духовно-нравственного воспитания вечера-встречи, литературные гостиные «Великие поэты и писатели Казахстана», «Великие учителя человечества», «Великие мыслители и философы Казахстана», поэтические гостиные «Красота спасёт мир», литературно-музыкальные композиции «Сострадание – основа всех нравственных побуждений человека», тесты и беседы нравственно-духовного содержания «Любовь – основа человеческой жизни», «Созидательная сила добра».

В новом учебном году рекомендуется продолжить проведение массовых мероприятий к 175-летнему юбилею со дня рождения великого казахского поэта, просветителя Абая Кунанбайулы: онлайн конкурс творчества Абая, распространение лучших работ, стихов через социальные сети, проектные работы, лектории, тематические торжественные линейки, литературные чтения, викторины и конкурсы на знание произведений великого мыслителя «Абай – сын своего народа и всего человечества».

Сохранение и приумножение нравственно-духовных и культурных ценностей подрастающего поколения осуществляется через проекты: «Туған жер», «Сакральная география Казахстана», «Современная казахстанская культура в глобальном мире», «Новое гуманитарное знание. 100 новых учебников на казахском языке», «Переход государственного языка на латиницу».

В 2020-2021 учебном году, в целях поддержки чтения и повышения престижа книги («моды на чтение») среди обучающихся остаются традиционными часы чтения. Как один из вариантов, рекомендуется педагогам практиковать ежедневное чтение литературы перед началом уроков.

Важно организовать специальные места по обмену книгами – буккросингов, совместную деятельность обучающихся и взрослых (библиотекарь, учитель, родители и обучающиеся) на основе общего интереса к книге, книжные выставки и публичный обзор книжной продукции; конкурсы «Читающая школа», благотворительную  акцию по добровольной передаче книг библиотекам; встреч обучающихся с работниками библиотек, а также составить  перечень Книг для семейного чтения, чтение и обсуждение книг совместно с родителями, подготовить альбомы, буклеты, кино-видео материалы и т.д.

Школа может устраивать распродажу старых книг из библиотеки. Библиотеки — постоянные партнёры школ в программах по поддержке чтения детей и семьи. Школьная библиотека должна активно развивать масштабные программы, например, такие как «Вызов летнего чтения», «Книжный старт», «Совместное чтение в семье» и др., стать инициатором проведения Недели чтения книг, где первый день называется Днём культуры чтения и письма.

На сайте школы должны быть представлены различные сервисы, посвящённые лучшей детской и школьной литературе, ресурсы по активизации чтения детей и подростков (интернет-викторины, рекомендательные сервисы, информация о книжных клубах и т.п.).

Нужно использовать возможности для чтения книг в электронном формате, в том числе с помощью мобильных устройств, развивать новые электронные ресурсы, которые помогают детям лучше ориентироваться в потоке литературы и способны привлечь к книге новых детей-читателей.

3) Национальное воспитание: ценность любви к родной земле, почитания старших, бережного отношения к природе; нация, интернационализм; историческая память; патриотический дух; гуманитарные ценности наций и народностей Казахстана; национальное самосознание.

Формирование системы ценностей в рамках национального воспитание происходит через проведение конкурсов и олимпиад школьников на знание казахского языка, атрибутов государственности и государственных символов Республики Казахстан; открытие в каждой школе музея; проведение встреч выдающихся личностей, прославленных спортсменов, ученых, победителей проекта «100 новых лиц Казахстана» с обучающимися; а также тематические занятия по краеведению для учащихся школ на объектах историко-культурного наследия региона. В рамках данного направления рекомендуется  проводить следующие проекты: «Менің Отаным – Қазақстан» (развитие детско-юношеского туризма и краеведения, организация экспедиций, походов, экскурсий), «Тарих мұрасы», «Познай свою землю» (повышение краеведческого образования и школьного туризма, историко-археологическое движение, углубленное изучение истории, культуры и традиций родного края), «Табиғат бесігі» (ответственное и бережное отношение к родной земле).

В качестве методического руководства педагоги могут использовать методические рекомендации «Герои проекта «100 новых лиц» - «золотой» фонд нации», «Модели воспитательной работы по проекту «Духовные святыни Казахстана – Сакральная география Казахстана», разработанные Академией (https://www.nao.kz)

4) Семейное воспитание: ценность здоровья для построения полноценной семьи; духовное здоровье; ценность брака и уважения к членам семьи, преданности к родным и близким; семейные традиции; бережное отношение к реликвиям и обычаям; святость материнства; ценность чувств – любви, верности, дружбы.

Во все времена институт семьи занимал особое важное место и имел высокую значимость в человеческом обществе: В сохранении, упрочнении семьи заинтересовано государство, в прочной, надёжной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста. Однако сегодня увеличивается количество разводов, незарегистрированных браков, снижается роль материнства и отцовства, изменяются у современной молодёжи системы ценностных ориентаций на создание семьи, мало осваиваются и признаются ее ценности. В то же время семья остается приоритетной в поколениях детей. Наличие в семье устойчивой системы ценностей может служить противовесом негативным воздействиям и гарантией адекватного воспитания молодого поколения. В этих условиях становятся приоритетными культивирование семейных ценностей у подрастающего поколения и признание определяющей роли института семьи, как субъекта системы воспитания, в образовательном процессе организаций среднего образования.

Согласно ГПРОН на 2020-2025 годы в учебно-воспитательном процессе организаций образования будут культивироваться семейные ценности и важность института семьи. В рамках программы «Құндылықтарға негізделген білім беру» необходимо создать в школах «Ата мектебі», «Әже мектебі», «Әке мектебі», «Ана мектебі», «Аға мектебі», «Жеңге мектебі». Целью создания этих школ является повышение роли семьи в воспитании детей. Роль семьи в нравственном и социальном воспитании детей всегда была очень важной. Родители являются первыми учителями этики и морали своих детей. Также известно, что дети учатся, наблюдая. Поэтому важно, чтобы взрослые демонстрировали положительные черты характера дома, в школе и в обществе. 

Методические рекомендации по формированию семейных ценностей, разработанные НАО им. И. Алтынсарина, являются руководством по культивированию семейных ценностей и важности института семьи в учебно-воспитательном процессе организаций среднего образования. Методические рекомендации призваны помочь всем, кто ведет воспитательную работу, в отборе моделей, форм, методов, приемов, направленных на формирование семейных ценностей у обучающихся организаций среднего образования.

Рекомендуется проведение родительских лекториев, совместных мероприятий с участием родителей в новом формате. 

Характер взаимодействия педагогов с семьей в основном зависит от позиции родителей, которые по-разному относятся к школе, видят свою роль в организации воспитательной работы в школе и классе, по-разному воспитывают ребенка в семье, имеют различный интеллектуальный уровень.

Необходимо дифференцированно строить работу с семьей и родителями, не навязывая всем одинаковые формы взаимодействия, а ориентируясь на потребности, запросы родителей, особенности семьи и семейного воспитания, терпеливо приобщая их к делам школы, класса, своего ребенка. Для этого важно создавать педагогические и родительские консилиумы для проведения индивидуальных бесед с родителями и детьми, в результате которых согласованно составляется программа и система педагогических действий с конкретным ребенком; посещение семьи для знакомства с домашними условиями жизни ребенка, проведение консультаций по семейным проблемам и проблемам воспитания детей.

5) Трудовое, экономическое и экологическое: труд как высшая ценность; творческий труд; культура труда; экономическое сознание; профессия; карьера; функциональная грамотность; компьютерная грамотность; глобальное экологическое мышление; экокультурные ценности, экологическая культура; любовь к природе как к уникальной ценности; любовь к родной природе как к малой Родине.

Трудовое воспитание в школе - это процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума практического опыта, трудовых умений и навыков, развитие у них творческого мышления, трудолюбия. Трудовое воспитание школьников достигается путем организации различных мероприятий: выставка поделок, уборка класса, гуманитарная помощь, озеленение и благоустройство школы, турнир умельцев, неделя добрых дел, город веселых мастеров, косметический ремонт школы, акт добровольцев, шефская помощь, зоны заботы, трудовой десант, ремонтная школьная бригада.

Одним из эффективных мер для выбора будущей профессии выпускниками школ является профориентационная работа обучающихся в организациях образования. В школах она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с обучающимися. Это проведение системы мероприятий, помогающих человеку, вступающему в жизнь, научно обоснованно выбрать профессию или систему воспитательной работы в целях развития профессиональной направленности, оказание помощи обучающимся в моменты профессионального самоопределения.

В целях  правильной организации профориентационной работы рекомендуется использовать:

-  методические рекомендации по проведению диагностики и определению профессиональной ориентации обучающихся в организациях образования Республики Казахстан, утвержденных приказом Министерства образования и науки РК от 15 апреля 2019 года, № 150.

- методические рекомендации по использованию инструментария по проведению профессиональной диагностики обучающихся 7-11 классов средней школы;

-  методические рекомендации по взаимодействию семьи, школы и органов по трудоустройству  при выборе профессии детьми с ООП (https://www.nao.kz).

Экономическое воспитание школьников направлено на раскрытие их личностных возможностей, а именно: экономности, предприимчивости, бережное отношение к окружающему миру и осуществляется через изучение учебных предметов, таких как «Художественный труд», география, математика, физика, биология и химия, Бизнес и основы предпринимательства.

Благодаря экономическому воспитанию школьники усваивают представления и понятия о самой экономике, о развитии экономических отношений, приобретают способность ориентироваться в рыночной среде и умение осуществлять свою деятельность экономически целесообразно. Во внеклассной деятельности главными средствами и формами воспитания экономического сознания являются тематические классные часы, экскурсии, дискуссии, ролевые игры и др. Это, например, классные часы «Этика делового общения»; «Искусство создания рекламы», экскурсии на предприятия, дискуссии на тему «Менеджер XXI века», «Что должен знать и уметь начинающий руководитель?»; ролевая игра «Разрешение конфликтных ситуаций на предприятиях» и др.

Экономическое воспитание должно обеспечить развитие экономического мышления, формирование нравственных и деловых качеств, образующихся в экономической деятельности: общественной активности, предприимчивости, инициативности; хозяйского, бережного, честного отношения к общественному достоянию; обновлению технологических процессов и оборудования, высокому качеству, личному успеху и благополучию.

Экологическое воспитание, бережное отношение к окружающему миру  должно осуществляться через комплекс воспитательных мероприятий. В рамках проекта «Моя Эко-школа» рекомендуется изучить через предметные области видовое разнообразие растений и способов увеличения декоративно-растущих растений (биоразнобразие); структуру энергопотребления дома и в организациях образования и способов его сокращения (энергосбережение); возможности экономного использования воды в школе и дома (водосбережение); источники образования отходов, определение способов их минимизации, внедрение раздельного сбора мусора (обращение с отходами) и др.

Во внеклассной деятельности важно активизировать следующие информационно-экологические, социально-значимые мероприятия: акции, выставки, конкурс на лучшее озеленение школы и прилегающей территории, экологические инициативы, экологическое просвещение для местного населения. Наиболее эффективной формой экологического воспитания обучающихся является проведение Эко-фестиваля: защита научных проектов, эко-квесты, мастер-классы по созданию арт-объектов из мусора, защита научных проектов по насущным проблемам экологии, подготовка театральных постановок, изготовление изделий из экоматериала, возможно с использованием вторичного сырья.

Основу формирования экологической культуры составляют субботники по озеленению и благоустройству территорий организаций образования, района, города; посадка зелёных насаждений в рамках движения «Жасыл ел», волонтерское движение, очистка природных зон от мусора. В общеобразовательных организациях рекомендуется шире внедрять такие проекты как «Экочелендж», «Экощит», «Эко-десант», «Цветочный калейдоскоп», «Самый зеленый кабинет», «Зеленое золото», Плоггинг «Экопробег» и др.

6) Поликультурное и художественно-эстетическое воспитание: эстетическое сознание; эстетический вкус и чувства; художественно-эстетическая восприимчивость к ценностям национальных культур казахского народа, других этносов и этнических групп Казахстана.

Поликультурное воспитание в школе должно быть направлено на формирование толерантного отношения к представителям других культур, национальностей, вероисповеданий и др. Основными механизмами реализации данного направления являются сотрудничество с Ассамблеей народа Казахстана и этнокультурными центрами; создание Малых Ассамблей народа Казахстана в организациях образования, организация выставки работ детей и молодежи, фестивали дружбы народов, языковые и творческие клубы, конкурсы; встречи: с известными людьми, деятелями искусства. Ежегодно в план воспитательной работы рекомендуется включить мероприятия по поликультурному воспитанию обучающихся (уроки толерантности, акции ко Дню Земли, единый час информирования к Международному Дню мира и др.).

В области художественно-эстетического воспитания рекомендуется в организациях среднего образования изучение и продвижение отечественных культурных достижений – книг, пьес, скульптур, картин, музыкальных произведений, лучших образцов устного народного творчества наследников Великой степи за прошедшее тысячелетие – сказки, легенды, былины, предания, эпосы. Важно проводить постоянно действующие тематические книжные выставки.

Нравственно-эстетическое воспитание средствами театрального искусства способствует ознакомлению детей с его выразительным языком, закладывающим основу для формирования навыка восприятия, понимания и истолкования действий, из которых складываются нравственные основы, представления, поступки человека. С  целью вовлечения подрастающего поколения в мир театрального искусства важно в каждой школе реализовать просветительский проект "Дети и театр".

7) Интеллектуальное воспитание, воспитание информационной культуры: ценность знания; ценность интеллектуальной позиции; ценность лидерских качеств и одаренности каждой личности; информационная культура, киберкультура и кибергигиена.

Интеллектуальное воспитание должно быть направлено на развитие лингвистического, музыкального, логико-математического, пространственного, телесно-кинестетического, межличностного, внутриличностного интеллекта.

Ключевым в интеллектуальном воспитании также должно стать формирование у обучающихся эмоционального интеллекта. В качестве методического руководства рекомендуется Методическое пособие для учителей, разработанное в рамках программы «Формирование здоровья и жизненных навыков, а также превенция суицида среди несовершеннолетних» (Модуль 3. Эмоциональный интеллект и межличностное общение) «Bilim Foundation», 2017.

Формирование мотивационного пространства, обеспечивающего развитие интеллектуальных возможностей обучающихся, лидерских качеств и одаренности каждой личности, а также информационной культуры является одним из важных компонентов воспитательной работы в школе.

Реализация общенационального культурно-образовательного проекта "Дебатное движение школьников "Ұшқыр ой алаңы" научит обучающихся рассуждать, анализировать и критически мыслить, развить навык работы в команде, проявлять уважительное отношение к противоположному мнению, активно отстаивать свои взгляды и суждения. Дебаты, как интеллектуальное соревнование, наиболее подходит для проведения урочных и внеурочных занятий в старших классах. В современном мире дебаты набирают популярность и находят различное применение в самых разных областях: политике, бизнесе, общественной деятельности, образовании, психологии и т.д.

Важно прививать обучающимся культуру поведения в интернет- пространстве: культуру общения, выражения своих мыслей, уважения мнения собеседника, соблюдения этических норм. В рамках ученического самоуправления важно практиковать рассмотрение вопросов интернет-поведения и общения детей и подростков. Взаимодействие семьи и школы должно быть направлено на обеспечение контроля доступа детей к определенным сайтам в сети Интернет, пропагандирующих насилие, суициды в рамках Закона Республики Казахстан «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 2 июля 2018 года №169-VI.

В планы воспитательных работ общеобразовательных организаций нужно включить мероприятия по киберкультуре и кибергигиене, в т.ч. по кибер безопасности и информационной безопасности обучающихся. 

Кибер-гигиена часто сравнивается с личной гигиеной. Подобно тому, как человек использует определенные методы личной гигиены для поддержания хорошего здоровья и хорошего самочувствия, кибер-гигиенические методы могут обеспечивать безопасность и защиту данных. В свою очередь, это помогает поддерживать правильно функционирующие устройства, защищая их от внешних атак, таких как вредоносные программы, которые могут препятствовать функционированию.

Уже со школьной скамьи, с учетом международной практики, нужно проводить обучение детей кибербезопасности, где они будут обучаться навыкам, позволяющим обеспечить безопасность от сетевых атак хакеров. Так, например, В Великобритании уроки реализуются как в онлайн-форме, так и в форме внеклассных занятий, которые проходят четыре раза в неделю. С учащимися рассматриваются реальные проблемы кибербезопасности и практику их решения. Программа направлена для  учащихся в возрасте от 14 до 18 лет.

Для организации обучающих семинаров в школе по вопросам кибербезопасности, кибергигиены, киберкультуры можно найти материалы на следующих сайтах:

1.https://cybersecuritymonth.eu/press-campaign-toolbox/ecsm-material/cybersecurity-spaces-workshops-on-cybersecurity-for-high-school-students (на этом сайте в разделе «Ресурсы» есть документы, которые будут полезны);

2. https://www.mcafee.com/blogs/consumer/importance-cybersecurity-lessons-schools/;

3. https://eu-acerforeducation.acer.com/education-trends/cybersecurity-how-to-teach-students-to-use-internet-responsibly/;

4.

5. https://www.edb.gov.hk/en/edu-system/primary-secondary/applicable-to-primary-secondary/it-in-edu/information-security.html (есть PDF файлы по кибербезопасности, разработанные в Гонг Конге для школьников).

8) Физическое воспитание, формирование здорового образа жизни: ценность ответственного отношения к своему здоровью; психическая устойчивость для эффективной профессиональной деятельности; ценность здорового образа жизни, физической культуры и спорта, физического совершенствования.

В общеобразовательных организациях важно расширять сети школьных спортивных лиг по массовым видам спорта (футбол, волейбол, баскетбол, гандбол, футзал, национальные виды спорта: асық ату, тоғыз құмалақ, қазақ күресі) и открывать специализированные классы по видам спорта и спортивные секции. Нужно развивать национальные спортивные лиги по национальным и массовым видам спорта, Спартакиада школьников по зимним и летним видам спорта и продолжить работу по увеличению охвата школьников массовыми видами спорта.

Одной из задач физического воспитания является активное привлечение обучающихся к участию в республиканских многоуровневых детско-юношеских турнирах и соревнованиях, в международных соревнованиях (зимняя и летняя Всемирная Гимназиада).

Неотъемлемой частью воспитательной работы является проведение семинаров-тренингов по сохранению репродуктивного здоровья подростков, профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения, ВИЧ и основам здорового образа жизни.

На сайте Академии размещены следующие материалы, подготовленные по результатам реализации международных и республиканских проектов:

1) Методические рекомендации по интеграции вопросов репродуктивного здоровья обучающихся и ценностей семейного воспитания в учебный процесс.

2) Методические разработки по вопросам формирования безопасной образовательной среды для учителей и методистов: «Методические рекомендации по интеграции компонента безопасной образовательной среды в процесс обучения и воспитания», «Инструкция для методистов по вопросам профилактики и реагирования на насилие в школе»; сборник краткосрочных планов по учебным предметам начальной, основной средней школы с интеграцией следующих компонентов безопасной образовательной среды: «Профилактика насилия в школе», «Снижение риска бедствий», «Кибербезопасность», «Профилактика травматизма среди детей», «Экологическая безопасность».

        3) Республиканская методика семейного воспитания с учетом национальных традиций и менталитета народа.

Рекомендуется при планировании воспитательной работы использовать актуальную форму планирования как мегапроект, включающий взаимосвязанные проекты, объединенные общей целью, временем их исполнения. Одно из условий успешности мероприятий в рамках проектов - осознание классным руководителем важности всех осуществляемых преобразований, анализ ими своей деятельности в рамках воспитательного процесса.

При оценке результатов воспитательной работы следует учитывать три уровня. Первый уровень – приобретение школьником социальных знаний и первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Критерии описаны в методических рекомендациях «Воспитательное мероприятие: критерии измерения уровня достижений поставленных целей (конкурентоспособность; прагматизм; сохранение национальной идентичности; культ знания; эволюционное, а не революционное развитие Казахстана; открытость сознания). НАО имени И. Алтынсарина, 2018. – 120 с.

Ценностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию будет являться неотъемлемой частью всей школьной системы школ, отражающейся в школьном климате, культуре, поведении и отношении всех сотрудников.

Рекомендуется в условиях чрезвычайного положения организация воспитательной работы в ON-LINE – формате.

Контент 1. Онлайн –выставки:

- «Советуем почитать». На сайте школы разместить аудиокниги, использовать сайты детских газет и журналов https://docs.google.com/document/d/1anGJcl_zPgjxez88lVyXyyxpBpAIGWSPIA05PK6C7oA/edit. Форма- по итогам обсуждение, иллюстрации к любимым страницам книг, Совет «3 причины, по которым следует прочитать эту книгу» и др.;

- Выставка юных художников «Объекты Всемирного наследия» Форма: нарисовать три объекта в Казахстане: Петроглифы Тамгалы, Мавзолей Х.А. Яссави, Природный объект Западный Тянь-Шань. (Объекты определяются из списка 100 сакральных мест Казахстана). Рисунки опубликовывать на странице в инстаграм школы.

Контент 2. Виртуальные экскурсии:

 - в Мировые онлайн- музеи/видеоспектакли/балеты/оперы:  Эрмитаж, Амсердамский музей Ван Гога, Третьяковская галерея, Музей истории искусств, цифровые архивы Уффици, Лувр, Государственный музей (Санкт-Петербург), Британский музей, виртуальные экскурсии по музею и экспозициям на официальном YouTube канале, Прадо, фото более 11 тысяч произведений, поиск по художникам (с алфавитным показателем) и тематичекий поиск, Метрополитен – музей, Нью-Йорк, Музей Сальвадор Дали, Metropolitan Opera, Венская опера, Большой театр и др. Форма: слайд-отчет, презентация и др.( http://journal-shkolniku.ru/virtual-ekskursii.html);

- по Символам нашей Родины Казахстан: Мангистуский некрополь - Сисем-Ата - пантеон батыров, подземная мечеть Шопан-Ата, виртуальный тур по мечети Бекет-ата, мавзолею Ахмета Яссави,  литературно-мемориальному Дому-музею Абая, казахстанский мавзолей Адай ата и другим региональным заповедным, историческим местам, сакральным местам и др.

Контент 3. Онлайн-просвещение по здоровому образу жизни (ЗОЖ):

-через создание «Сетевого города», группы в вайбере или другом мессенджере. Формы пропаганды ЗОЖ - онлайн-викторины, веб-квесты - веб-квест «Флэшмоб», веб-квест на День здоровья, квест-игра «В поисках клада «Здоровье», квест-игра «Здоровое питание» и др.

Контент 4. Кинозал для любителей кино:

- программа может включать фильмографию по художественным произведениям: «Герой нашего времени», «Сергей Есенин», Одиссей «Язаон и аргонавты», Р.Стивенсон «Остров сокровищ», В. Скотт «Айвенго», Р. Стивенсон «Черная стрела», Жюль Верн «Пятнадцатилетний капитан», А Линдгрен «Эмиль из Ленеберги», фильмы по сказкам братьев Гримм и др. (https://gunfighterar.wixsite.com/mysite-1/blank-5; https://www.film.ru/articles/ot-moskvy-do-berlina?page=show);

- познавательные  фильмы  казахстанских режиссеров (https://ru.wikipedia.org/wiki/Список фильмов студии «Казахфильм»);

Контент 5. Онлайн – платформа «Один час с Классным Гостем»:

- в прямом эфире встречи с известными спортсменами, общественными деятелями, бизнесменами, актерами, волонтерами, журналистами, стилистами (сайт https://vk.com/klassnye_vstrechi).

Контент 6. Территория онлайн самоуправления «VISION»:

- о событиях школьной жизни –различные конкурсы, проекты, фотофлешмобы, акции, которые предлагают сами учащиеся.

 

ВНИМАНИЕ!

Все методические материалы по организации воспитательной работы, разработанные научными сотрудниками НАО им.

И. Алтынсарина, можно найти в разделе «Научно-методическое обеспечение образования. Методические пособия» сайта Академии: https://www.nao.kz

 

         Большую методическую помощь в организации воспитательной работы  окажут международные публикации, разработанные в рамках исследовательских программ ЮНЕСКО.

       Материалы  размещены на сайте по э/адресу: https://iite.unesco.org/ru/  (раздел «Публикации»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жаңартылған күні: 25.08.2020 18:56
Құрылған күні: 25.08.2020 18:56

Текст