«Ақмола облысы Білім басқармасының Астрахан ауданы бойынша білім бөлімі Жалтыр аулының №1 жалпы білім беретін мектебі»  коммуналдық мемлекеттіқ мекемесі
Коммунальное государственное учреждение «Общеобразовательная школа №1 села Жалтыр отдела образования по Астраханскому району управления образования Акмолинской области»

Инстаграм

https://instagram.com/dzhaltshkola1ru?igshid=1rjl4ru5y6cba

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

04.09.2017

«Организация,содержание и технологии внутришкольного повышения квалификации педагогов в условиях обновления содержания образования»

В наше динамично меняющее время нужно отметить, что для внедрения изменений нужно привлекать творческую команду развития, которая внесет изменения для развития школы. В нашей школе эта команда состоит из администрации школы- два заместителя, трое сертифицированных учителей, психолог школы, учителя- практики, которые имеют многолетний опыт работы . Ведь работая в команде можно достичь результата, но несомненно с директором- лидером, который будет выполнять координирующую функцию, являясь ментором для своего коллектива.(слайд 2)

Я поняла, что прежде чем спланировать тот или иной план развития школы, нужно услышать мнение окружающих людей через анкетирование, которое дает возможность познать положительные и отрицательные стороны учебно-воспитательного процесса, дает возможность пересмотреть всю работу школы в целом и внедрить новшества, которые помогут развитию школы. Школа не должна стоять на месте, она должна внедрять изменения, апробировать, держать лидирующую позицию.

Исследования проводились с коллективами учащихся, учителей и родителей нашей школы. Анкетирование среди коллектива учителей проводила заместитель директора по воспитательной работе, с родителями- психолог школы, с учениками- классные руководители. (слайд 3)

Анализ первоначальных данных по анкетированию родителей помог мне услышать голос родителей среднего звена, которые дали понять ,что необходимо внести изменения в школе, так как ученики чувствуют себя не комфортно, они не удовлетворены оцениванием , что домашние задания даются без учета способностей учащихся, школа не справляется с любыми видами хулиганских выходок, одним словом, они дали понять, что учителям нужно внедрить новизну, создать условия для развития конкурентноспособной личности XXI века.Но отрадно заметить, что все родители начальной школы и мальчиков ,и девочек отметили, что их дети чувствуют себя в школе комфортно, школа удовлетворяет индивидуальные образовательные потребности детей, школа обеспечивает хорошую заботу и хорошо обучают.

Проведя исследование среди учащихся я пришла к выводу, что учителям необходимо менять форму проведения уроков, прислушиваться к мнению учащихся, слышать голос каждого ребенка, дать им лидирующие роли, быть внимательными по отношению к учащимся.

Голос коллег заставил меня задуматься, что анализируя план школы нужно его корректировать, вносить изменения, дополнять. Всплыли следующие проблемы, касающиеся учителей: персоналу иногда представлена возможность играть лидирующие роли, иногда делимся опытом в отношении практической работы в классе, не все сотрудники информированы о главных решениях, школа редко представляет время для развития персонала, развитие персонала непосредственно в классе, иногда учитывают мнения родителей и учащихся прежде чем совершить какие-либо большие изменения, редко анализируем и дополняем планы, коллеги иногда осведомлены о приоритетах школы, иногда делаем обзор процесса изменений, который вносим. Если раньше я думала, что каждый учитель может и делает самоанализ своего проведенного урока или мероприятия, то это оказалось далеко не так. Есть над чем задуматься и как работать дальше.

В результате анкетирования были выявлены ряд проблем, на основании которых, определен приоритет: повышение профессионального роста учителя.

План развития школы составлен с целью повышения профессионализма учителей. Составленный план отражает идеи Программы обучения руководителей организаций образования, где участниками преобразований станут все субъекты учебно-образовательного процесса. В план включены основные принципы Программы: распределенное лидерство, организация процессов коучинга и менторинга, Lesson study, как необходимые формы развития профессиональных компетенций педагогов.

Данный план предусматривает роль директора школы, который является организатором и координатором всей работы по развитию школы.

Данный план ориентирован на ожидаемые результаты в виде:

1. Создания творческих групп по планированию и проведению коучингов, Lessonstudy.

2. Эффективного использования педагогами новых подходов в преподавании и обучении

3. Создание менторинга.

Развитие всей школы я увидела через конкурсы, проектную деятельность, ярмарку педагогических идей, конференции, педагогические консилиум, исследовательскую лабораторию, дискуссии, творческие беседы, круглые столы, деловую игру, педагогические мастерские, встречи, анкетирование семинары, процессыкоучинга и менторинга, тренинги, мастер-классы, процесс LessonStudyи саморазвитие учителей. Профессиональный рост учителя безусловно связан с поиском новых методик, которые иногда сопровождается ошибками, заблуждениями, преодолением себя и чувством удовлетворения. Учитель новой формации как никогда ранее нуждается в профессиональной помощи со стороны администрации школы, методистов, коллег. Моя задача, как руководителя школя- лидера новой формации состоит в создании условий для формирования и развития профессионально-педагогических компетентностей учителей. На мой взгляд огромную роль играют методические обучающие мероприятия, которые знакомят педагогов с инновационными достижениями науки и педагогического опыта, а также позволяют познакомиться с опытом коллег как внутри своего коллектива, та и за его пределами. (слайды 4-18)

В результате реализации мероприятий плана развития повышается профессиональное развитие учителей. Это видно через разработки уроков, планы и разработки коучингов, рекомендации, обратную связь, фото и видеоматериалы этапов уроков, интервью, постеры, карты опроса учеников,памятки, протоколы заседаний и встреч.Слайд 19)

После подробной обработки анкетных данных родителей,коллег и учеников,я поняла, что основное направление для развитии школы - это профессиональный рост учителя как внутри школы , так и вне ее. Если раньше процесс планирования урока касался каждого учителя отдельно, то на сегодняшний день ,после введения новшества, то есть исследования урока касается фокус группы в целом. Именно планируя урок вместе, учителя сами того не замечая, оказывают поддержку друг другу , не осознавая того, что они уже являются ментором для кого-то. Каждый из них вносит какую-либо идею, новые формы и методы для качественного и разнообразного обучения учащихся. Да, не исключено, что урок может сразу не дать положительного результата, но в процессе анализа и корректировки ,планирования последующего урока можно добиться цели. Нужно заметить, что если раньше наши учителя ставили цели урока такие как "познакомить", "научить", то сейчас по таксономии Блума они осознают, что цель урока должна работать на результат, как они измерят что ребенок знает тот или иной материал.

Я считаю,что профессиональный рост педагога немаловажен через сетевое сообщество. Обмен идеями, распространение опыта работы, публикации в СМИ, участие в конференциях, семинарах помогают саморазвитию, самореализации, самосовершенствованию учителя. Он проявляет лидерские качества, умение обратить на себя внимание. С его идеями, новизной творчества могут познакомиться весь мир. это общение коллег- единомышленников на методических объединениях, на семинарах, конференциях, в процессе исследования урока, во время проведения коучинга и менторинга. У них общая цель- внедрение изменения в обучении учеников, сделать процесс преподавания разнообразным и качественным. (слайд 20)

На очередном совещании при директоре был проведен анализ коучинг-сессий. Мною было отмечено,что коучинги,которые были проведены тренером нашей школы,учителями,коллегами с других школ способствовали применению новых подходов обучения, критериального оценивания, распределенного лидерства, постановки SMART урока и другие позволили учителям повысить профессиональный уровень. В ходе коучинг - занятий, а также тренингов коллеги делятся своими идеями, применяя в процесс развития школы.(слайды 21-24)

Системное проведение коучингов и тренингов,методических семинаров позволили учителям пополнить свои знания, внедрить в процесс развития школы и выявить учителей, которые имеют лидерские качества.

Эффективно проведенный методический семинар заместителем директора по учебной работе по теме "Критериальное оценивание" позволило учителям ясно представить картину по этой тематике и результативность была наглядно видна во время разработки критерий для оценивания учеников А,В,С , которые способствуют получению качественных результатов процесса LessonStudy.(слайд 25)

Отзыв учителя начального первого класса отчетливо показывает внедрение обновленного содержания образования в нашей школе. Учитель выразил свое мнение по внедрению обновления в первом классе,которое дает положительные результаты в процессе обучения учащихся. В процессе критериального оценивания учитель сделал выводы о том,что при суммативном оценивании качество и успеваемость учащихся показывает высокие результаты,нежели при формативной оценке повседневных уроков. Следует сделать вывод,что некоторые ученики по всей вероятности еще стесняются рассуждать,анализировать в слух,а на местах при суммативном оценивании раскрываются. Фокус на будущее по исследованию урока и достичь желаемого высокого результата путем вовлечения учащихся в учебно-воспитательный процесс.(слайд 26)

Параллельно я получала отзывы коллег, сделанные коучам. Из прочитанных отзывов можно сделать вывод, что коучинг-занятия полезны, так как есть возможность всей командой, коллективом разобрать непонятные вопросы, разрешить те или иные проблемы, касаемые нововведений. Коллеги поняли, что из любой ситуации есть выход, главное нужно иметь желания и не бояться апробировать, сравнивать, внедрять и, конечно, же распространять свой опыт работы в разных масштабах страны.

Через работу коучей для совершенствования уровня профессиональной компетентности учителей была осуществлена поддержка педагогического коллектива. Наш коллектив был поделен на фокус группы. Состав фокус группы был сформирован с учетом потребностей учителей. В результате получилось три группы. Данная классификация была обусловлена общими интересами,запросами, и проблемами группы. Руководителями фокус групп определены учителя: прошедший 2 уровень,высшей и первой категории. Были распределены функциональные обязанности,определены и согласованы правила работы в группе. Исходя из ПРШ были запланированы и проведены коучинги. В ходе наблюдения можно сказать,что процесс отбора коучей удалс, а именно: каждый коуч обладал лидерскими качествами. Они смогли повести за собой всю группу. Члены групп вцелом внедряли изменения в развитии школы. Эти реальные изменения дали положительный результат развития школьного лидерства.Они поняли, что изменения нужно вносить для их профессионального роста, что именно, работая в творческих группах, они могут помочь друг-другу, оказывая помощь менти.

Не скрою, в процессе внедрения новшеств трудности были. Три учителя не хотели принимать участия в процессе исследования урока, но потом постепенно проявили интерес и стали наблюдать за учениками А,В,С и анализировать положительные и отрицательные этапы урока, внося свои идеи по изменению плана урока для достижения положительного итога. (слайды 27-30)

Учителями были внедрены несколько видов планирования урока, но апробируя они сделали вывод, что модель 5- Е, которая более приемлема с внедрением обновленного содержания образования, стала наиболее эффективнее для работы учителям, как новой модели планирования урока.(слайд 31)

Ввели единый методический день- четверг (после обеда, так как школа занимается в одну смену). В этот день учителя присутствуют на тренингах и коучингах с целью повышения профессионального мастерства. Наш сертифицированный коллега 2 уровня прошла тренерские курсы в ноябре месяце 2016 года "Рефлексия в практике", которая еженедельно проводила обучение для педагогического коллектива школы по принципу «равный равному». В связи с этим Центром педагогического мастерства автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» разработана образовательная программа профессионального развития педагогических кадров общеобразовательных школ «Рефлексия в практике» в объеме 100 академических часов. Основная цель Программы - освоение педагогами школы технологии и методики обучения, способствующих развитию у учащихся творческих, исследовательских навыков, критического и логического мышления, совершенствование навыков планирования процесса преподавания, эффективного системного оценивания учебных достижений учащихся.Школьный тренер проводила качественное обучение педагогов на внутришкольных тренингах в соответствии с учебным планом Программы, оказывает слушателям методическую помощь во время их практики в классе.

Эффективность внедряемых изменений дал положительный толчок для развития школы в целом. Доказательства таковы:

В конце декабря 2016 года на базе школы был проведен районный семинар на тему" Творческая деятельность учителя- основа повышения профессионального мастерства педагогов". (слайд 33)

Перед учителями и учащимися нашей школы стоит главная цель – развитие поликультурной личности. Средняя школа должна создавать условия и стимулировать учащихся к изучению нескольких иностранных языков. Изучение иностранного языка является основой поликультурного образования.

На педагогическом совете я и учитель английского языка,который входит в команду развития школы, ознакомили коллектив школы с методологией CLIL, который интегрирует преподавание содержания учебной программы с преподаванием второго или третьего языка. Разъяснили о основных целях:1) развитие языковых навыков; 2) развитие мыслительных навыков; 3) активация предыдущих знаний и языка. Упомянули о том,что технология CLIL (Content and Language Integrated Learning или предметно-языковое интегрированное обучение) в последнее время набирает все большую популярность в преподавании английского языка. Проще говоря, CLIL это изучение на английском (или другом иностранном языке) всех или нескольких предметов школьной программы. Рассказали о том, что такие комбинированные уроки существенно повышают у детей и подростов мотивацию к изучению языка. Детям часто бывает трудно понять необходимость изучения английского. Они, конечно, знают, что он пригодится им когда-нибудь в будущем, но это такая смутно-отдаленная перспектива, что она не всегда достаточно мотивирует, чтобы прикладывать усилия к изучению языка прямо сейчас. А вот на уроке, где применяются технологии CLIL, язык выступает уже не целью, а средством изучения другого предмета, то есть ученики видят, что с помощью английского или казахского языков можно узнавать новую интересную информацию. Изучение языка сразу становится более осмысленным, ведь он используется для решения конкретных задач здесь и сейчас.

Международная практика показывает, что учащиеся, изучающие предметы через второй или третий языки: более мотивированы, внимательны, креативны,имеют более высокие результаты обучения, чем учащиеся, которые обучаются, только на одном (родном или втором) языке, успешно овладевают языками на академическом уровне, которое способствует расширению доступа к дополнительной информации, новым перспективам развития, более глубокому пониманию других культур. Было принято решение- применение технологии CLIL на уроках английского и казахского языков.

Я сама лично провела урок познания мира в 4 классе на тему "Реки и озера Казахстана" на казахском языке . Да,нескрою,для того чтобы провести этот урок потребовалось много времи на подготовку: перевести весь параграф на казахский язык, составить план урока, сформулировать четкие, измеримые, достигаемые цели урока, опираясь на таксономию Блума,где учащиеся должны будут сами в ходе парной работы, проанализировать информацию о реках и озерах Казахстана,сопоставить их протяженность и местонахождение. Работали по карте у доски, после чего заносили на контурные заготовки. Урок ученикам понравился,но так как это ученики начальной школы,трудно было со словарным запасом слов. Учащиеся были в восторге от формы работы «Бегающий диктант», который был предложен мне тренером на курсах. Вовлечение учеников в познание мира на казахском языке получилось.

(слайд 34)

Хочется отметить новизну проведения классных родительских собраний. Если раньше классные руководители приглашали родителей и проводили в традиционной форме, то сейчас они стараются провести их в виде коучинга, тренинга, мастер -класса. Общение родителей с классным руководителем наблюдается через сетевое сообщество, где каждый из родителей может задать волнующие вопросы, посмотреть видеоурок, фотоматериал- прозрачность общения наглядно видна.

Я совместно с классным руководителем первого класса и психологом школы провели родительское собрание на котором ознакомили с обновлением в образованием. Собрание начала с психологического настроя для создания коллаборативной среды. Поменяв форму проведения (в виде коучинга) я дала возможность каждому родителю высказать свое мнение о том, каким они видят своего ребенка на выходе школы, который начал свое обучение по обновленной программе обучения. (слайд 35)

Поменяла форму проведения совещаний и педагогических советов в форме коучингов , мастер-классов, тренингов. Я поняла, что мне нужно быть ментором для своих коллег, оказывать консультации фокус группам, наблюдать за их работой, давая возможность ,чтобы коллеги проявляли лидерские качества. Я поняла, что повышение профессионального роста учителей безусловно сказывается на развитии школы в целом.(слайд 36)

Школа-лидер должна работать так чтобы различия работали, чтобы учителя обогащали друг- друга. Своими различиями учились друг у друга, создавая культуру взаимного доверия и уважения. Каждый учитель отвечает не только за определенные направления в развитии школы, но и привлекает в свою команду инициативных педагогов, которые смогут развивать школу и дальше, вовлекая учеников и родителей в учебно-воспитательный процесс.

Я думаю, что процесс развития школы должен быть непрерывный и в системе, если я, как директор- лидер буду придерживаться этих критерий, то будущее моей школы будет стабильно развивающим. Главное, чтобы команда развития и творческие группы не останавливались на достигнутом, стремились познать новое для своего профессионального роста. А если коллектив будет творчески работающим, то и развитие школы будет на должном уровне.

Фокусом на будущее для себя с командой развития наметили отработать вопросы, связанные с обучением учащихся со специальными потребностями, так как изменения наблюдаются незначительные. Вопросы коучинга, менторинга, исследования урока, применение новейших педагогических технологий, курсовая переподготовка по вопросу обучения учащихся со специальными потребностями будут иметь развитие в будущем нашей школы.

Просмотров: 292


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст