Цель: Воспитание отношения к семье как базовой ценности общества.
Задачи:
1.Формирование нравственного долга детей перед родителями;
2.Определение роли детского участия в заботах по дому и в создании теплых семейных отношений;
3.Развитие способностей коммуникативного общения;
4.Развитие положительных эмоций и чувств, связанных с заданной проблемой.
Оборудование: 3 листа ватмана, фломастеры, бумага, авторучки, карточки с заданиями, ватман с деревом чувств, цветные листочки для дерева чувств, газета с фотографиями семей группы, правила работы в кругу.
На доске:
1.Тема классного часа: «Семья – это то, что с тобою всегда»
2.Эпиграф: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Л.Н.Толстой
3.Высказывания великих людей:
3.1 «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители – пример ему». Себастьян Брандт
3.2 «Мысль о том, что я сын хорошего отца, остановила меня от дурных поступков». А.Нащокин
(из письма А.С.Пушкину)
4.Газета с фотографиями семей группы.
5.Ватман с деревом чувств.
6.Ватман для составления ассоциативной карты.
7.Характеристика цветов.
Ход классного часа
1.Вступительное слово классного руководителя.
Здравствуйте! Я рада приветствовать всех присутствующих на нашем классном часе. Рассчитываю на вашу поддержку, помощь и взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.
Добрый день, честной народ!
Приглашаем в хоровод,
Хоровод – то не простой:
Мама, папа, я с сестрой.
Старший брат, любимый дед,
Охраняющий от бед,
Бабушка – всему душа,
В общем – вся моя семья!
В этом дружном хороводе
Разговор мы поведем
О родном для нас народе:
О семье, и как живем.
Ну а сейчас, чтобы снять напряжение и волнение, которое у нас с вами присутствует, выполним несложное упражнение, которое называется «Дерево чувств».
С помощью листочков от дерева постарайтесь выразить свое настроение и эмоциональное состояние. Хочу
напомнить, какому настроению соответствует какой цвет:
Красный – восторженное;
Оранжевый – радостное, теплое;
Желтый – светлое, приятное;
Зеленый – спокойное;
Синий – грустное;
Фиолетовый – тревожное, напряженное;
(Обучающиеся прикрепляют листочки на крону дерева)
2.Работа в группе.
Сегодня мы будем работать в группе. Вы разбились на две группы, условно – две семьи. Выберите, пожалуйста, главу семьи.
Задание № 1
Составление ассоциативной карты. Какие ассоциации возникают у Вас со словом семья?
Задание № 2
Л.Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
Ответьте, пожалуйста, на вопрос: Из чего складывается семейное счастье? Вам дается три минуты времени на подготовку, глава семьи выбирает, кто будет отвечать или отвечает сам.
Задание № 3
Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворятся, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Я надеюсь, что ваш дом теплый, солнечный, уютный. Чьими стараниями это достигается в ваших семьях? Как распределяются обязанности в вашей семье?
Группам раздаются листы бумаги с заданиями:
Мама: Папа: Дети:
1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
4.
5.
После выполнения задания детям предлагается посмотреть, могут ли они взять на себя часть маминых или папиных обязанностей.
Есть такая пословица: «Счастье не птица само не прилетит».
Если каждый член семьи имеет свой участок работы, тогда в доме уют, тепло, гармония. Там, где все заботы по дому лежат на одних плечах, как правило, царят раздражение, непонимание.
В народных пословицах и поговорках сказано о том, что не так - то просто поддерживать семейный очаг, семейное тепло.
Задание № 4 Вам предлагается, закончить пословицы и поговорки о семье:
1.В гостях хорошо, а дома лучше.
2.Один за всех, все за одного.
3.Дома и стены помогают.
4.Сядем рядком, да и поговорим ладком.
5.Чем богаты, тем и рады.
6.Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало.
7.Яблоко от яблони недалеко падает.
8.Яйцо курицу не учит.
9.Вся семья вместе, так и душа на месте.
10.В семье и каша гуще.
11.Дом вести не лапти – плести.
12.Без хозяина дом сирота.
13.Горе тому, кто непорядком живет в дому.
14.Хоть по уши плыть, до дома быть.
15.Всегда отец будет веселиться, когда хороший сын родится.
16.Когда имеешь ребенка, понимаешь доброту родителей.
17.Счастлив отец в сыновьях, а мать – в дочерях.
18.Детки хороши – отцу-матери венец, худы – отцу-матери конец.
Задание № 5
А мы переходим к следующему заданию, которое называется «Словарь родства». Каждой группе будут выданы по 10 слов, вы должны написать, что они означают.
Слова для 1 группы:
1.Свекр – отец мужа.
2.Тесть – отец жены.
3.Сват – отец или родственник одного из супругов по отношению к родителям или родственникам другого супруга.
4.Зять – муж дочери, муж сестры.
5.Деверь – брат мужа.
6.Шурин – брат жены.
7.Кузен – двоюродный брат.
8.Внучатый племянник – внук брата или сестры.
9.Дядя – брат отца или матери.
10.Дед – отец матери или отца.
Слова для 2 группы:
1.Свекровь – мать мужа.
2.Теща – мать жены.
3.Невестка (сноха) – замужняя женщина по отношению к родным ее мужа.
4.Свояченица – сестра жены.
5.Кузина – двоюродная сестра.
6.Единокровные (брат, сестра) – имеющие общего отца, но разных матерей.
7.Сводные (брат, сестра) – являющиеся братом (сестрой) по отчиму или мачехе.
8.Внук – сын дочери или сына по отношению к деду или бабушке.
9.Отчим – муж матери, неродной отец.
10.Племянник – сын брата или сестры.
Задание № 6
А в следующем задании я прошу вас поразмышлять над тем, что такое конфликт? Подумайте, из-за чего чаще всего возникает конфликты в семье?
(Обучающиеся обсуждают проблему в течение трех минут, затем глава семьи высказывает мнения своей группы).
Легенда (читает классный руководитель после обсуждения).
В Древнем Китае жила удивительная семья из 100 человек. Царили в ней лад, любовь и уважение. Слава о семье дошла до самого императора, и он посетил эту семью. Убедившись, что молва ничего не преувеличила, император
спросил у старейшины семьи: «Как удается вам жить в мире и согласии, не ссорясь, и не обижая друг друга»? В ответ старейшина назвал лишь одно слово. Какое?
Обучающимся предлагается отгадать это слово (терпение).
Задание № 7
Следующие три задания будут творческими. Сейчас каждой группе будет дано по три ситуации, вы должны будете найти решение на эти ситуации.
Задания 1 группе:
Ситуация № 1. Дочь пришла из школы и обращается к маме: «Мама, я хочу рассказать что-то важное…» Мама: «Отстань от меня. Мне не до тебя, очень болит голова».
Как бы вы ответили и что бы сделали на месте мамы?
Ситуация № 2. Дочь просит купить ей дорогое платье. А у вас нет на это денег.
Что вы скажете ей?
Ситуация № 3
Вы попросили сына сходить в магазин за покупками. Он отказывается, так как в это время слушает музыку.
Как вы поступите?
Задания 2 группе:
Ситуация № 1. Ваша дочь гораздо позже назначенного времени вернулась домой.
Как вы ее встретите?
Ситуация № 2. Дочка должна помыть после ужина посуду. Но вместо этого смотрит телевизор.
Что вы скажете ей?
Ситуация № 3. Дочь хочет пригласить подружек на день рождения, а в ваших планах – рабочая поездка на дачу.
Что делать?
Задание № 8
А мы переходим к заключительному заданию нашего классного часа. Каждой группе предлагается нарисовать эмблему своей семьи. И ответить на вопрос моя семья будет… (5 минут)
Задание № 9
В качестве подведения итогов нашего классного часа предлагаю вам составить пятистишие к слову семья, по следующей схеме:
1.Слово
2.Два прилагательных.
3.Три глагола.
4.Фраза из четырех слов.
5.Ассоциация.
4.Заключительное слово классного руководителя.
Рефлексия настроения: «Дерево чувств»
Вернемся к «Дереву чувств», с помощью листочков сообщите, как изменилось у вас настроение и эмоциональное состояние?
(Обучающиеся на кроне дерева перевешивают свои листочки)
Я хочу закончить классный час словами
В.А.Сухомлинского «В семейной жизни надо считаться с мыслями, убеждениями,
чувствами, стремлениями любимого человека. Храня свое достоинство, надо уметь
уступать друг другу». Желаю, чтобы ваши семьи были самыми счастливыми!
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчаться секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем.
Дорогие ребята, сегодня, когда придете домой, не забудьте обнять своих родных и сказать, что вы их очень любите!