Цель: познакомить учащихся со стихами казахстанских поэтов о Родине, научить читать выразительно, воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою Родину.
Задачи:
- способствовать развитию познавательной активности, интеллекта, расширению кругозора учащихся;
- реализации основных направлений государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РК»
- развивать интерес к художественной литературе, поэзии раскрывающей тему любви к Отечеству;
- прививать любовь к художественному слову; создавать условия для реализации способностей в искусстве художественного чтения.
- подвести учащихся к выводам о своеобразии раскрытия темы Родины в лирике казахстанских поэтов.
Наглядность: слайд-презентация, рисунки учеников о природе, Родине.
Я люблю родину.
Я очень люблю родину!
С. Есенин
Чтение стихотворения «Родина моя - Казахстан»
Там лазурное небо и снежные горы,
Бескрайних полей золотые просторы.
Закаты как в сказке и звездные ночи,
Рассветы ясны как красавицы очи.
Там вольные ветры и быстрые реки,
Яркое солнце, широкие степи.
Манящие тайной святые озера
И лоз виноградных витые узоры.
Там свято хранятся традиции предков
И люди плохие встречаются редко.
Там радость так радость! Беда не беда.
Гостям в каждом доме рады всегда.
Там разные нации в мире живут,
Там вечные ценности - знания и труд.
Самая лучшая ты на земле
Родина матушка - слава тебе!
Вы спросите: где это, я вам отвечу!
Краткой, но убедительной речью:
"Осы маған ұлыОтан,
КасиеттiжерҚазақстан!»
Наверное, вы догадались, что говорить сегодня мы будем о Родине. И говорить мы будем поэтическими строчками. “Стихи казахстанских поэтов о Родине” - так называется наша литературная гостиная. Мы поразмышляем о том, какое значение в творчестве каждого поэта занимает образ родины, какими чувствами делятся авторы в своих стихотворениях, что считают дорогим и важным, какие воспоминания сохранили поэты о своей родине.
Давайте подберём синонимы к слову Родина! (Отчизна, Отечество, родной край, страна отцов) и составим кластер.
“Родина” имеет как широкое, так и узкое значение.
Расскажите, что вам об этом известно. (В широком значении родина - это вся страна, а в узком - это место, где ты родился, вырос, живёшь). По мере того, как будет идти наша беседа, будем добавлять в кластер названия стихотворений в зависимости от того, о какой Родине идет речь, о стране или о том месте, где человек родился и вырос.
Послушайте стихотворение нашего земляка П. Васильева «Затерян след в степи солончаковой...».
Затерян след в степи солончаковой,
Но приглядись - на шее скакуна
В тугой и тонкой кладнице шевровой
Старинные зашиты письмена.
Звенит печаль под острою подковой,
Резьба стремян узорна и темна...
Здесь над тобой в пыли многовековой
Поднимется курганная луна.
Просторен бег гнедого иноходца.
Прислушайся! Как мерно сердце бьется
Степной страны, раскинувшейся тут,
Как облака тяжелые плывут
Над пестрою юртою у колодца.
Кричит верблюд. И кони воду пьют.
Какие мысли возникли у вас во время чтения стихотворения? Какие картины, описанные автором, вам показались знакомыми?
Вы изучаете историю и поэтому знаете, что Родина – это еще наше прошлое, настоящее и будущее. Вот что говорит об этом Анатолий Абрамов: «Без прошлого нет будущего. Мы не можем забыть всего, что было, мы не можем перечеркнуть память». Как вы понимаете эти слова?
Послушайте стихотворение М. Айтхожиной «Отчий край» и подумайте, о каких событиях прошлого говорит автор?
В краю отцов остался след тулпара
И та мечта, что предков волновала,
И шепотом поющая домбра,
Что песнь на полуслове обрывала.
В краю отцов неслась навстречу ветру
Мольба о влаге, о воде заветной,
Веками деды кочевали здесь,
Снося все притесненья безответно.
Паслись стада. А люди от печали,
От непосильных тягот умирали.
Был ураган, и поперек седла
За щедрый выкуп девушку бросали.
И, как следы промчавшихся столетий,
К вершинам гор уходят тропы эти.
Чисты озера, как глаза сестры,
В которых прежде был с печалью ветер.
Отцовский край не знал счастливой
доли.
Теперь он, как батыр, узнавший волю:
Над головой белеют облака,
И нет печали, нет тоски и боли.
В каких строках автор рассказал нам о современном Казахстане?
Как вы думаете, почему темы «Родина» и «История» соприкасаются друг с другом?
– Подумайте, а какая ещё тема является также близкой и важной, неотделима от мысли о Родине? (Тема природы).
Она велика
От Алтая до Каспия,
Она широка,
Как народа душа.
Она же Европа,
Она же и Азия,
И волны Урала,
И всплеск Иртыша.
Родная земля –
Молодая и древняя, -
Пою о тебе
И тобою живу!
На север взгляну –
Вижу зелень деревьев я,
На юг посмотрю –
Ветер сушит траву.
Есть все у тебя:
И леса, и озера,
И синие глуби
Натруженных рек,
Бескрайние степи,
Высокие горы
И я – твой хозяин
И твой человек!
Что вы хотели бы добавить к поэтическим строчкам?
Скажите, ребята, известно ли вам значение слова « ностальгия»? (Тоска по Родине).
Многие поэты и писатели по разным причинам вынуждены были покинуть свою Родину, уехать за границу. Но жизнь на чужбине, постоянные воспоминания о стране, которую они покинули, о родине, с которой связана их жизнь и судьба, невольно навевают грусть. Воспоминания о детстве, о том месте, где они родились, где взрослели, радовались и огорчались, всегда живут в их сердцах. Давайте проследим на примере одного из стихотворений, как сильна их тоска по Родине.
Казахстанские степи и горы.
Всё осталось давно позади.
Свежий воздух, пьянящей свободы
Сны из детства, счастливые дни.
Может, просто чужими мы стали?
А ведь были когда-то близки,
И частицу души там оставив,
Мы, о ней вспоминая, грустим,
И живя этой жизнью другою,
На чужой половине земли
Плачут души, тоскливо на сердце,
Что мы здесь далеко не свои.
Пролетают года незаметно.
Время лечит от боли и ран,
Но тебя никогда не забуду,
Мой любимый родной Казахстан!
Ответы учащихся
Да, можно уехать, покинуть свою страну, но забыть родину, то, с чем связана твоя жизнь, невозможно.
Василий Шукшин в книге “Слово о “малой родине” пишет: “Родина… Я живу с чувством, что когда-нибудь я вернусь на родину навсегда… И не зря верится, что родной воздух, родная речь, песня, знакомая с детства, ласковое слово матери врачуют душу… Когда буду умирать, если буду в сознании, в последний момент успею подумать о матери, о детях и о родине, которая живёт во мне. Дороже у меня ничего нет. Может, потому что она живёт постоянно в моём сердце, и образ её светлый погаснет со мной вместе. Видно так. Благослови тебя, моя родина, труд и разум человеческий! Будь счастлива! Будешь ты счастлива, и я буду счастлив”.
«Отчий дом»
Как подарок белых лебедей,
Первый снег над родиной моей,
Он так легок, нежен и прозрачен,
Этот снег, стремительно летящий,
Что невольно захотелось сердцу
Возвратиться в сказочное детство.
Ты не падай на мои дороги,
Ты не прячь далекие отроги
Древних, как преданье, Баянтау,
Это все мое, мое по праву –
Синий пик Баяна и озера,
Сосны над щербатым косогором.
Здесь я в детстве бегал без оглядки.
Вот поляна, где играли в бабки,
Вот овраг седой, куда от дела
Прятался мальчишка-непоседа,
И под легкий шум листвы веселой
Слушал перекличку перепелок.
Внучка, ты увидеть тоже рада
Тихое величье снегопада!
Для тебя извечной горожанки –
Все здесь ново: тропки и полянки,
Придорожный кустик лебеды…
Здравствуй, край родимый – Моялды!
Д.Абилев
Понятны ли вам чувства поэта, высказанные в стихотворении?
А теперь, ребята, давайте послушаем ваши выступления, чтение стихотворений.
Что вы хотели бы сказать о чтении, о стихотворениях? Почему выбрали именно это произведение?
Посмотрите на наш кластер, как вы думаете, все ли мы записали? Что можно еще добавить?
Сегодня мы с вами поговорили об образе родины в творчестве разных поэтов. Мы обратились к широкому и узкому понятию “родина”, проследили, какую лексику использовали поэты в своих стихотворениях, чтобы полнее показать образ родины.
А закончить хотелось бы стихотворением ученицы нашей школы Кати Б.
«Мой Казахстан»
Казахстан – страна родная:
Степи и поля.
Нет тебе конца и края, Родина моя!
Здесь и горы, и равнины, реки и моря
Здесь народ гостеприимный – все одна семья!
Казахстан парит, как птица, в небе над землей,
Наша юная столица всех затмила красотой!
Каждый счастлив здесь трудиться,
Вырастить свой сад,
Жить, растить детей, учиться
Очень будет рад.
Казахстан красив и статен, словно Аполлон,
Независим, горд, прекрасен – мир в него влюблен.
Казахстан наш независим два десятка лет
Потому, что в руководстве мудрый президент.
У любого казахстанца выбор есть во всем,
И поэтому прекрасно мы в стране живем.
Желаю вам долгой и счастливой жизни на родине. И, конечно же, возможности быть всегда полезными своей стране. И никогда не расставаться с поэзией, согревающей сердце и дающей силы для жизни.
Рефлексия
А сейчас мне хотелось бы узнать о том, понравилась ли вам наша гостиная. Продолжите, пожалуйста, предложения:
Новой для меня была информация о …
Мне понравилось …
Хотелось бы продолжить разговор о …