В МО учителей предметов гуманитарного цикла в 2017-2018 учебном году входило семь учителей. Практически все учителя МО имеют высшее образование.
(Учитель Жунусова Олболсын Маратовна имеет среднее специальное образование) Педагогов пенсионного возраста в МО нет. Стаж работы учителей от 1 до 41 года. По итогам последней аттестации МО включает в себя учителей высшей категории (Самосевич О.В., Кыстаубаева Г.Н., Ярмош Н.И., Абишева М.Т.) и второй категории (Шакишев С.Д.), а также молодых специалистов - Жунусову Олболсын Маратовну и Кудик (Ляшенко) Татьяну Талгатовну.
Курсовую переподготовку по предметам прошли: 2017 год апрель г. Астана (Целиноградский район с.Жибек Жолы) - Абишева М.Т; август 2015 г., сентябрь-ноябрь 2017 г.Кокчетав - Самосевич О.В., сентябрь 2015 Кокшетау –Кыстаубаева Г.Н., май 2017 - г. Кокшетау – Ярмош Н.И, апрель-май 2017 год г.Астана - Ляшенко Т.Т., октябрь 2015 год г.Астана – Шакишев С.Д., апрель 2018 г.Кокшетау – Жунусова О.М.
Вопросы и проблемы, над которыми работали учителя МО в течение учебного года и результаты работы над этими вопросами отражены в их выступлениях по темам самообразования и выступлениях по обмену опытом. Темы самообразования учителей МО: «Использование инновационных технологий при обучении казахскому языку», «Активные формы работы как фактор развития ведущих учебных умений и творческой активности учащихся», «Применение элементов народного творчества в обучении казахскому языку», «Қазақ тілі мен әдебиет сабақтарында оқу мен жазу арқылы сын тұрғысынан ойлауды дамыту», «Развитие творческих способностей по технологии БИС». «Обеспечение качества преподавания истории и религиоведения на основе индивидуальных возможностей через повышение профессионального мастерства педагогов в условиях модернизации преподавания»
В течение года учителя выступали с докладами на заседаниях МО: «Жаңартылған оқу бағдарламасы бойынша бағалау» (Шакишев С.Д.), «Критериальное оценивание» (Ярмош Н.И.), «Формативное оценивание как важный аспект качественного обучения на уроках английского языка» (Самосевич О.В.), «Использование ИКТ на уроках английского языка» (Жунусова О.М.), «Сапалық кепілі корнекті құралдар» (Абишева М.Т.)
В школе созданы и постоянно обновляются методической литературой, наглядными пособиями; пополняются дидактическим материалом два кабинета казахского языка и два кабинета английского языка. В этом году дополнено наглядное дидактическое оформление кабинета английского языка по достопримечательностям стран изучаемого языка и стендом с английским алфавитом. Также систематизированы дидактические и наглядные материалы в кабинетах казахского, английского и русского языков, а также истории. Оснащены компьютерным оборудованием кабинеты английского и казахского языков.
Учителями МО систематически ведется работа с учащимися, требующими повышенного внимания. Со слабоуспевающими учащимися учителя проводят дополнительные занятия по ликвидации пробелов в знаниях. На заседаниях МО обсуждались пути и методы работы с одаренными детьми, привлечение их к занятиям кружков и участию в районных, республиканских и международных дистанционных олимпиадах. А также к научной поисковой работе. И участию в конкурсе «Абаевские чтения»
В 5 апреле 2018 года ученица 7 класса Пунтас Анастасия участвовала в районном конкурсе «Абаевские чтения». Заняла 1 место. В апреле с 19 по 21 принимала участие в областном конкурсе, заняв 3 место. В феврале 2018 учащиеся приняли участие в районном конкурсе «Жарқын болашақ». Результаты: Бекишева Дарига (11 класс) – 1 место в номинации «Жазушылыр» и Пунтас Анастасия (7 класс) – 1 место в номинации «Сөз шеберлері» (учитель Шакишев С.Д.)
В течение ноября месяца проводилась работа с одаренными учащимися по подготовке учащихся к школьной олимпиаде. Учителями МО были разработаны задания для проведения школьной олимпиад по уровням 8, 9, 10, 11 классы. По английскому языку в олимпиаде приняли участие 19 человек (призовых мест 13), по казахскому языку – 22 человека, призовых мест 11, по русскому языку - 12, призовых мест 6.
Жалбирова Айгерим (8 класс) и Экштайн Марина (9 класс) участвовали в мае 2018 года в республиканской олимпиаде КИО по английскому языку и Жалбирова Айгерим заняла 3 место. 15 декабря 2017 девятнадцать учащихся приняли участие в международном конкурсе «British Bulldog» - в результате заняли 10 первых, 4 вторых места и 5 третьих мест (учителя Самосевич О.В., Жунусова О.М.)
Участие в районной олимпиаде приняли 18 декабря. Жалбирова Айгерим (8 класс) заняла 2 место по английскому языку, Форер Анастасия (11 класс) заняла 2 место – учитель Самосевич О.В. Экштайн Марина (9 класс) заняла 3 место в районной олимпиаде по казахскому языку – учитель Шакишев С.Д.
По русскому языку ученики 8-11 классов заняли в дистанционной Республиканской олимпиаде КИО 1 призовое место «Лучший результат района» (по литературе). Также приняли участие в дистанционной международной предметной олимпиаде «ИНТОЛИМП» - результат 7 призовых мест (учитель Ярмош Н. И.) Учитель русского языка и литературы Ярмош Н.И. приняла участие в интернет-олимпиаде КИО для учителей, получив сертификат участника.
Работа по выявлению учащихся, склонных к участию в научно-поисковой работе, велась на занятиях кружков. Было выявлено, что склонными к данному виду деятельности являются Жалбирова Айгерим, Куприян Милена – 7 класс. С ученицами планируется продолжить работу в этом направлении.
В течение года было организовано взаимопосещение уроков. Анализ взаимопосещенных уроков показал, что учителя владеют творческими методиками и приемами проведения урока, стараются применять дополнительный раздаточный, наглядный, дидактический материал. Были вынесены рекомендации проводить уроки в нестандартной форме не только открытые, но и повседневные. Во втором полугодии взаимопосещение уроков было несколько снижено из-за дополнительных занятий по ликвидации отставания от программ (по погодным условиям).
В целях обмена опытом учителя МО Самосевич О.В. и Ярмош Н.И. разместили свои методические разработки на сайте «Инфоурок». Самосевич О.В. приняла участие в районном конкурсе «Лучший видео урок английского языка», получив Гран-При. На областном этапе заняла 3 место. Также в олимпиаде по английскому языку для учителей в мае 2018 получила сертификат участника.
В школе в данном учебном году проводились открытые уроки в 4 и 8 классах учителями Кыстаубаевой Г.Н. и Шакишевым С.Д. Уроки получили высокую оценку коллег.
Уровень качества знаний и успеваемости по предметам, преподаваемым учителями МО, по итогам года отражен в таблицах.
Казахский язык
Класс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Кол-во учащ 21 15 12 28 22 16 16 24 23 9 12
«5» 14 3 3 9 3 5 6 8 3 4 8
«4» 4 4 5 9 4 5 2 7 7 1 4
«3» 3 8 4 10 15 6 8 9 13 4
«2» - - - - - - - - - - -
%усп 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
%кач 86 47 67 61 32 63 43 63 43 56 100
Казахская литература
Класс 6 7 8 9 10 11
Кол-во учащ. 16 - 24 23 9 12
«5» 5 - 6 2 4 9
«4» 5 - 8 7 4 3
«3» 6 - 10 14 1
«2» - - - - - -
% усп. 100 - 100 100 100 100
%кач 63 - 58 39 89 100
Английский язык
Класс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Кол-во учащ. 21 15 12 28 22 16 16 24 23 9 12
«5» 15 3 3 8 3 4 4 5 3 4 2
«4» 3 3 3 9 6 6 3 9 6 4 10
«3» 3 9 6 11 13 6 9 10 14 1 -
«2» - - - - - - - - - -
% усп. 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
%кач 86 40 50 61 41 63 44 58 39 89 100
Русский язык
Класс 5 6 7 8 9 10 11
Кол-во учащ. 22 16 16 24 23 9 12
«5» 5 4 6 5 1 2 4
«4» 9 7 3 9 11 5 7
«3» 8 5 7 10 11 2 1
«2» - - - - - - -
% усп. 100 100 100 100 100 100 100
%кач 32 69 56 58 52 78 92
Русская литература
Класс 5 6 7 8 9 10 11
Кол-во учащ. 22 16 16 24 23 9 12
«5» 5 6 6 6 2 4 5
«4» 9 5 3 9 11 3 6
«3» 8 5 7 9 10 2 1
«2» - - - - - - -
% усп. 100 100 100 100 100 100 100
%кач 64 69 56 63 57 78 92
История Казахстана
Класс 5 6 7 8 9 10 11
Кол-во учащ. 22 16 16 24 23 9 12
«5» 1 6 3 7 1 3 1
«4» 13 4 8 9 9 4 10
«3» 8 6 5 8 13 2 1
«2» - - - - - - -
% усп. 100 100 100 100 100 100 100
%кач 64 63 69 67 43 78 92
Всемирная история
Класс 5 6 7 8 9 10 11
Кол-во учащ. 22 16 16 24 23 9 12
«5» 1 4 2 8 2 1 2
«4» 12 6 7 9 10 5 9
«3» 9 6 7 7 11 3 1
«2» - - - - - -
% усп. 100 100 100 100 100 100 100
%кач 59 63 56 71 52 67 92
Качество знаний по итогам года по английскому языку составляет у Самосевич О.В. 64,9 %, что на 2,9 % выше по сравнению с прошлым годом. У учителя Жунусовой О.М.- 51 %. Общий процент по английскому языку- 58%
Общий процент качества знаний по казахскому языку составляет – 62 %, что на 4 процента выше прошлого года.
Качество знаний у учителя Кыстаубаевой Г.Н. составляет 70%, что на 7 процента выше прошлого года.
Процент качества знаний по итогам года у учителя Шакишева С.Д. остался 61% (как и в прошлом год, у учителя Абишевой М.Т. повысился с 52 до 55%.)
Качество знаний у учителя Ярмош Н.И. по русскому языку составляет 62 % (остался, как и в прошлом году), а по русской литературе – 68 % (повысился на 5 процентов по сравнению с прошлым годом)
Качество знаний у учителя Дюсебекова Каната Серикбаевича по истории Казахстана – 89% (по итогам экзаменов). Общий процент качества знаний по истории Казахстана – 68% (понизился на 21 %) и по всемирной истории - 66% (повысился на 2 процента) (Предмет велся разными учителями по причине декретного отпуска основного специалиста)
Результаты переводных экзаменов следующие: казахский язык – 8 класс устно - сдавали 23 человека: «5» - 5, «4» - 8, «3» - 10 (качество знаний – 67%, учитель Шакишев С.Д., 45%- Абишева М.Т.); английский язык – 8 класс письменно – сдавали 23 человека - «5» - 3, «4» - 9, «3» - 11 (качество знаний – 67 %, учитель Самосевич О.В., 33 % - учитель Жунусова О.М.) . Выпускной экзамен за курс основной школы по казахскому языку сдавали 9 класс казахский язык - устно - 23 человека, «5» - 1, «4» - 4, «3» - 17 (качество знаний 25 %, учитель Кыстаубаева Г.Н. и 27% учитель Шакишев С.Д.) Русский язык 9 класс - 23 человека - «5» -1, «4» - 11, «3» -11. Качество знаний- 52%. Русский язык в 11 классе сдавали 12 человек- «5» – 6, «4» - 5, «3» - 1, качество знаний – 92%. (учитель Ярмош Н.И.) В целом на экзаменах ребята подтвердили свои итоговые результаты.
Для стимуляции языковой заинтересованности, расширения кругозора и повышения языковой активности учащихся в школе был проведен ряд мероприятий и праздников по языкам в рамках «Недели языков народов Казахстана», «Недели русского языка и литературы» и «Недели истории». Предметные недели прошли в назначенные сроки, отдельные мероприятия недели казахского языка проводились позднее, т.к. были актированные дни и учителя МО проводили много дополнительных уроков по ликвидации отставания по программе.
Декада языков проводилась по составленному плану c 11 по 21 сентября 2017 года. В план было включено, разработано и проведено много интересных познавательных мероприятий.
20.09.2017 года в рамках Декады языков народов Казахстана Ярмош Н.И. провела познавательно – развлекательную игру «Лингвистический турнир» в 10-11 классах. Основной целью игры было сформировать умение самостоятельной работы с научно-популярными и художественными текстами, самостоятельного поиска и обработки необходимой информации, навыки выразительного чтения, связной монологической речи.
В итоге расширился словарный запас языка, повысился интерес к русскому языку как языку межнационального общения.
Учитель Абишева Майрамбике Туякпаевна провела с ребятами 8-10 класса увлекательное заседание круглого стола «Тіл ұлттын жаны». Здесь ребятам представилась возможность проверить силы в познании казахского языка как средства общения многонационального населения Казахстана, а также посостязаться в познании пословиц, поговорок и загадок.
На мероприятии «Сынақ алаңы» в 7-8 классах у Шакишева Самата Даировича в слайдовой презентации учащиеся смогли проследить и ещё раз обсудить важные события нашей страны на государственном языке и выполнить интересные лексические и грамматические задания. Триединство языков царило на интеллектуальном соревновании «Тіл білгіштері» (Ответственная - учитель английского языка Жунусова О.М.). Здесь ребята показали свои ораторские способности. Умение вести дискуссию, используя государственный язык, язык межнационального общения и международный язык. Проследили родственные связи языков.
Учитель Кыстаубаева Г.Н. организовала с учениками 4 класса викторину «Мемлекеттық тілді білемін». Ребята с удовольствием выполняли увлекательные задания .
Все учащиеся школы приняли участие в конкурсе загадок пословиц поговорок. Учащиеся , занявшие призовые места , были награждены грамотами на праздничном концерте.
В школе была организована книжная выставка «Пока есть степь, язык казахский вечен» (библиотекарь Карпова С.В.); проводился конкурс сочинений и стихов собственного сочинения «Туған жер». Победители так же были награждены грамотами.
Самым ярким событием недели, на котором царило многоязычие, был праздничный концерт. В концерте были представлены номера на казахском, русском и английском языках. Были представлены яркие разнообразные танцевальные и песенные композиции.
В проведении декады также приняли участие учителя и учащиеся начальной школы.
Закрытие и итоги недели подводились на торжественной линейке, где ребята получили много заслуженных грамот за активное участие в «Декаде языков народов Казахстана»
С 12 по 16 февраля проходила неделя казахского языка.
12 февраля состоялось торжественное открытие недели.
13.02.2018 года 4 классе проводилось внеклассное мероприятие по теме «Мен не білемін?» учителем казахского языка Кыстаубаевой Г.Н.
Здесь ребятам представилась возможность проверить силы в познании казахского языка. В начале был проведен интересный психологический настрой детей под музыку.
Ребята работали в группах. Применение групповой формы работы повысило познавательный интерес учащихся в ходе соревнования. Были использованы различные методы и формы презентации игровых заданий. Детям было очень интересно и увлекательно.
14 февраля в рамках «Недели казахского языка и литературы» Кыстаубаева Гульжан Нурсагитовна провела открытый урок казахского языка в третьем классе по теме «Біздің меқтеп». Урок содержал занимательный тематический материал, сопровождался видеопоказом и слайдовой презентацией. Гульжан Нурсагитовна подобрала увлекательные формы и приемы: «Бегающий диктант», «Незаконченное предложение», использовала листы оценивания и взаимооценивания для подведения итогов урока. Дети рассказывали о своей школе, демонстрируя хорошее произношение. Ребята показали хорошее владение государственным языком.
14 февраля учитель казахского языка и литературы Абишева М. Т провела внеклассное мероприятие по теме «Өрт қауіпсіздігі ережесін сақтаңдар» в 8 классе. Мероприятие прошло в виде соревнования. Класс был разделен на две группы «Бірлік» и «Жас Ұлан». Были проведены разные игры: «Алтын ұяшық», «Түрлі – түсті кітаптар» и т.д. Ребята с удовольствием приняли участие в соревновании. В итоге победила команда «Жас Ұлан».
16 февраля состоялся открытый урок в 8 классе (учитель Шакишев С.Д.)
Ребята с интересом выполняли разнообразные задания. Особенно захватывающе прошел конкурс капитанов в форме блиц-опроса по разным темам. Игра «Горячий стул» способствовала активизации речевой деятельности. Ребята с удовольствием выполняли задания, показывая смекалку, находчивость и, конечно же, хорошее знание языка. Урок сопровождался слайдовой презентацией.
15 февраля состоялся конкурс кроссвордов во 2-4х классах. Ребятами было составлено много тематических ярких интересных кроссвордов. При подведении итогов лучшими оказались работы: Дудкиной Арины, Даировой Меруерт, Сафина Эльдара, Крамарь Анастасии, Лушкиной Валерии, Кипень Радимира.
17 февраля были подведены итоги конкурса сочинений «Менің туған жерім», который проводился среди учащихся 5-11 классов. Работами, заслужившими призовые места, стали работы учащихся – Жамбул Раушан (класс), Колесниковой Юлии (6 класс), Касымовой Азизы (6 класс), Пунтас Анастасии (7 класс), Сериковой Сабины (7 класс), Жалбировой Айгерим (8 класс), Экштайн Марины (9 класс), Курмановой Жибек (10 класс), Великой Ульяны (11 класс)
По окончании недели, 16 февраля, состоялась заключительная линейка по итогам недели казахского языка. На линейке самые активные участники были награждены почетными грамотами.
Все цели и задачи, поставленные в связи с реализацией составленного плана, были практически выполнены.
Учителями МО проводились тематические конкурсы кроссвордов, сочинений, мастеров художественного слова. Мероприятия достигали поставленных целей, содержали интересный тематический материал.
С 13 по 17 ноября 2017 года проводилась Неделя русского языка и литературы. При проведении недели учитывались возрастные особенности школьников, их интересы и пожелания, индивидуальные склонности и способности, использовались разные формы и методы учебной деятельности. Удачно сочетались коллективные и индивидуальные формы работы с опорой на дифференциацию. Для активизации мыслительной деятельности на мероприятиях использовались игры, конкурсы, применялись ИКТ. Неделя стала хорошей возможностью продемонстрировать умения и мастерство учащихся. Неделя русского языка и литературы была не случайным набором форм и видов внеклассных мероприятий, а заранее продуманная и подготовленная система мероприятий, преследующая определенные цели: повышение интереса учащихся к предметам, формирование познавательной активности, расширение кругозора знаний, развитие творческих возможностей детей. Неделя русского языка и литературы была призвана решить следующие задачи:
1. Создание условий, максимально благоприятствующих получению качественного образования каждым учеником, в зависимости от его индивидуальных способностей, наклонностей,
культурно-образовательных потребностей.
2. Повышение интереса учащихся к учебной деятельности, к познанию действительности и самого себя, а также выработке самодисциплины и самоорганизации.
3. Оценка влияния предметной недели на развитие интереса учеников к изучаемым дисциплинам.
4. Помощь учителя ученикам в раскрытии своего творческого потенциала.
Применяемые технологии - интерактивные технологии, групповая, командная работа, диспуты и проблемное обучение, элементы проектной технологии.
План Недели был составлен и реализован с учетом реальных коммуникативных потребностей учащихся разных возрастных групп и ее содержание соответствовало и отвечало требованиям, как коммуникативно-побудительная направленность, информативность, образовательная ценность и доступностью.
В течение Недели были проведены следующие мероприятия - «Бой эрудитов», «Успех. Успешность. Компетентность.», «Говорун-шоу», конкурс презентации «Занимательная грамматика», а также конкурс иллюстраций к произведениям. Все мероприятия, запланированные в рамках недели были проведены.
При анализе работы МО отмечалось, что предметные недели в этом году прошли в целом организованно. (Не была проведена неделя английского языка по причине отсутствия учителя Самосевич О.В. - трехмесячные курсы с сентября по ноябрь).
Традиционно в марте был проведен праздник «Наурыз». В празднике был отражен национальный колорит, были показаны элементы национальных обрядов. Праздник был костюмирован, прошел организовано и интересно.
В целом весь запланированный объем внеклассной работы по языкам выполнен. Были проведены все плановые заседания МО с обсуждением и решением методических вопросов преподавания языков и истории.
На заключительном заседании МО обсуждались итоги внеклассной и учебной работы учителей МО. Работа МО была признана удовлетворительной. Были даны следующие рекомендации: в сфере учебной деятельности шире использовать все информационные источники, продолжить внедрять передовой методический опыт, разнообразить формы и приемы проведения уроков, что будет способствовать повышению качества знаний учащихся: шире применять индивидуальные формы работы как с одаренными детьми (продолжить работу по созданию научных проектов), так и со слабоуспевающими учащимися. Во внеклассной работе рекомендуется увеличить объем и разнообразие внеклассных мероприятий с целью повышения заинтересованности учащихся в изучении языков и с целью расширения их кругозора, активизации познавательной деятельности учащихся, их заинтересованности в приобретении базовых компетенций владения языками. Также отмечалось, что необходимо проводить методические недели более в назначенные сроки, выполняя весь объем запланированных мероприятий (неделя казахского языка), несмотря на объективные обстоятельства.
Был одобрен опыт работу по участию в Интернет олимпиадах, отмечалось, что необходимо активизировать участие учащихся в предметных языковых областных и интернет-олимпиадах в следующем учебном году, активизируя тем самым заинтересованность учащихся в изучении языков и истории Казахстана.
Так же отмечалось, что все замечания и рекомендации по работе МО за прошлый год, были в целом ликвидированы и реализованы в 2017-2018 учебном году.