Круглый стол «Молодежные субкультуры» 10 класс
Цели и задачи: создание психологического портрета представителей молодежных субкультур, формирование неприятия таких асоциальных явлений как отрицание общекультурных ценностей, цинизм, злоба, инфантилизм, агрессия, национализм, наркомания, сексуальная распущенность, способствовать развитию нравственного самосознания.
Подготовительная работа:
1.Анкетирование учащихся: знание молодежных субкультур.
Вопросы:
1.Кто такие молодежь?
2.Что такое субкультура?
3.Какие молодежные субкультуры вы знаете?
4.Относите ли вы себя к какой-нибудь субкультуре?
2.Подбор материалов учащимися и учителем (информация о субкультурах, постеры с фотографиями представителей разных субкультур, музыкальные фрагменты и видеосюжеты)
3.Оформление кабинета, расстановка столов для работы.
4.Распределение учащихся по группам, назначение руководителей групп.
5.Составление программы круглого часа.
Оборудование:
1.Методическое пособие О.А. Беловой «Современное молодежные движения».
2.Коллаж, составленный из постеров с изображением представителей разных субкультур.
3.Листы с названиями разных субкультур для работы в группах.
Ход классного часа
Учитель: Сегодня мы постараемся разобраться в том, что несут молодежные субкультуры вам, молодым людям, для того, чтобы вы не оказались в опасных ситуациях, которые могут нанести вред вашему здоровью: физическому и моральному, разрушить вашу личность. Вы должны уметь отделить «хорошее» от «плохого», понимать, чему следует подражать, а чего следует опасаться.
Готовясь к круглому столу , мы провели анонимное анкетирование, в котором вам предлагалось ответить на следующие вопросы (вопросы даны выше).
На первый и на второй вопросы затруднились ответить 3 человека. Вот некоторые из них: «Молодежь- люди, которые учатся в школах и институтах», «Молодежь-люди в возрасте от 12 до 18 лет», «Молодежь-люди, которым хочется потусить», «Субкультура-группа людей, имеющие общие интересы», «Субкультура-стиль жизни, который выбирают себе молодые люди» и т.д.
Отвечая на 3 вопрос, 12 уч-ся назвали следующие субкультуры:
панки-12,
эмо-10,
готы-10,
хиппи-7,
ретры-1,
скинхды-8,
ска-5,
анимешки-6,
рэперы-7
рокеры-5,
антифа-3,
моды-1
мажоры-2.
На 4 вопрос «Принадлежите ли вы к какой-нибудь субкультуре?»
Рокеры-1,
Реперы-1,
Что же такое молодежная субкультура?
Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества, называется субкультурой. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа, или место жительства.
К причинам возникновения молодежной субкультуры можно отнести:
-вызов обществу, протест,
-неразвитая сфера организации досуга для молодежи,
-нежелание быть «как все», привлечь внимание,
-отсутствие цели в жизни,
-возрастные увлечения, дань моде, желание утвердиться в новой среде,
-копирование западных структур, течение культуры,
-влияние криминальных структур, хулиганство.
Молодежная субкультура имеет целый ряд постоянных компонентов:
-специфический набор ценностей и норм поведения,
-определенные вкусы, форма одежды и внешний вид,
-чувство групповой общности и солидарности,
-характерная манера поведения, ритуалы общения.
Наряду с потенциалом обновления она имеет свои опасности. Особенность субкультур в нашей стране выражается в том, что большинство их заимствованы из западной культуры и не являются исторически сложившимися субкультурами в нашей стране? Сейчас об этом нам расскажут ребята, подготовившие рассказы о каждой из субкультур. Задача ребят, сидящих в группах, внимательно слушать одноклассников и отмечать все положительные и отрицательные моменты в каждой из субкультур. По окончании выступлений руководители групп информируют о результатах работы группы.
Далее следуют рассказы уч-ся о субкультурах, которые сопровождаются презентацией:
-хиппи,
готы,
-рокеры,
-скинхеды,
-эмо,
-панки,
-анимешки,
-антифа,
-рэп,
-мажоры
Уч-ся, разделенные на группы, слушая рассказы одноклассников, отмечают положительные и отрицательные стороны каждой из субкультур. По окончании лидеры каждой из групп делятся своими выводами.
Учитель: Молодое поколение призвано играть основополагающую роль в социокультурном воспроизводстве общества. Нельзя не видеть в молодежи обновляющую силу, интеллектуальный и духовный резерв общества, способный провести глубокую и быструю инновацию и, в то же время быстро адаптироваться в новых реалиях жизни. В этом обновлении и состоит функция молодежи. От того, какими вы будете, какой жизненный путь изберете, зависит будущее страны, ваших детей, ваших родителей. Сделай правильный выбор
Рефлексия – продолжи фразу: «Сегодня я …. (каждый из учеников завершает фразу).
Учитель благодарит за работу, комментируя вклад каждого.